Владимир Зверев (fototoka) wrote,
Владимир Зверев
fototoka

Category:

История подводной фотографии

Первые подводные фотографии
Подводная фотография – детище прогресса. Подводная амуниция и  фото-борудование развивались параллельно друг с другом.

Не совсем удачную первую подводную фотографию сделали англичанин Уильям Томпсон и Г. Кенион в 1856 году.

26 мая 1856.  во время  испытаний в Кронштадтском порту с борта русской подводной лодки («гипонавтического аппарата») были сделаны первые подводные снимки. Их сделал родоначальник российского подводного флота немецкий изобретатель Вильгельм Бауэр. Эта подводная лодка называлась так же "Морской черт". Эти первые фотографии не сохранились до наших дней.

К сожалению, нам почти ничего не известно о развитии подводной фотографии в России в эти годы. Знаем только, что в 1885 г. русские специалисты, преподаватели Кронштадтской водолазной школы, врач Есипов и инженер-механик Родионов начали разрабатывать фотокамеру для съемки под водой, а лейтенант Тверитинов - фонарь для освещения. На Всемирной выставке водолазного снаряжения в Чикаго в 1893 году эти приборы были отмечены дипломами. Снимки, выполненные русскими водолазами, увидели свет в 1896 году на ярмарке в Нижнем Новгороде, а через год - на Петербургской выставке судоходства.


1892-1898
Первопроходцем подводной фотографии и талантливым конструктором был Луи Бутан. В 1892 году он работал в лаборатории, расположенной в заливе Баньюль-сюр-Мэр в Средиземном море. Основой камеры послужил обычный широко распространенный аппарат "Детектив". Камеру помещали в огромном(он весил 180 кг) герметичном медном футляре.  Так же Луи Бутаном в 1893 году совместно с инженером Шофуром была изобретена Первая в мире ламповая вспышка для подводной съемки.


Луи Бутан. (Louis Boutan) «Отец подводной фотографии»
Более подробная информация на специализированных сайтах и мы её не касаемся.


Первым после Луи Бутана, кто понял возможности и перспективы  автоматической глубоководной фотосъемки, был Г. Хартман из Монако. В 1915 году он разработал и изготовил автоматическую фотоустановку, которая весила 1700 кг, была снабжена мощными источниками света, стабилизирующими двигателями для придания устойчивого положения под водой, и за одно погружение делала до 6000 снимков.


Из французских последователей Л.Бутана до нас дошло имя Этьена По, который впервые сделал снимки в мутной воде Ла-Манша, установив перед объективом подводной камеры конус с дистиллированной водой. И сейчас такая система для съемки в мутной воде довольно часто используется  в технической фотографии.

За тридцать с лишним лет, прошедших с тех пор, как Бутан сделал первые снимки, подводная фотография претерпела мало изменений. Фотокамеры по-прежнему устанавливались на дне моря на штативах, и водолазы создавали там нечто вроде фотостудии. Связано это было с тем, что водолазы были вынуждены использовать традиционные скафандры. Следовательно  и подводная камера должна была получить свободу передвижения.

Конечно, прогресс не стоял на месте:
В 1927 году журнал National Geographic впервые публикует подводные снимки, сделанные в Карибском море штатными фотографом журнала Чарльзом Мартином и ученым-ихтиологом Вильямом Лонгли. Использовалась специально сконструированная ученым лодка, а подсветка осуществлялась с помощью магниевых вспышек.

Они не ломали голову над тем, как сохранить «порох сухим», ибо поджигали его не в воде, а на поверхности. Они употребляли невероятное количество магниевого порошка - по одному фунту на экспозицию. Это давало достаточно света для фотографирования на глубине пятнадцати футов. Но глубина была небольшая.

Рекорд тех лет установили американские ученые из Океанографического института Вудсхола — Морис Ивинг и Элин Вейн. В 1941 году сконструированный ими глубоководный аппарат делает снимки на глубине 4860 метров. Ивинг и Вейн были создателями первой подводной камеры со встроенной вспышкой (1930)
Более подробная информация на специализированных сайтах и мы её не касаемся.


С появлением автономного снаряжения все переменилось. Водолаз освободился от собственного веса и уже не был зависим от поверхности. Следовательно, и подводная камера должна была получить свободу передвижения.

Ив Ле Приер
1933 появляется первый акваланг.

Снимок сделан с помощью подводного фотоаппарата, также сконструированного Ле-Приером. На этом снимке 1927 года он испытывает изобретенный им акваланг.

Создатель первых авиационных ракет французский военный, капитан Ив Пьер Гастон Ле-Приер в 1927 г. прошлого века    модифицирует старую систему дыхательного аппарата Роберта Дэвиса. В 1933 появляется первый акваланг.

В подводной фотографии Ив Ле Приер начал с того, на чем закончил Бутан. Он сконструировал водонепроницаемый футляр с заводным механизмом для ручной фотокамеры, заряжаемой роликом пленки. С этим аппаратом он спускался под воду и снимал там по тридцать пять кадров подряд. Потом Ле Приер создал водонепроницаемый контейнер для 16-миллиметровой кинокамеры и снимал подводную охоту, спасательные работы и учебно-показательный выход личного состава из затонувшей подводной лодки с помощью аппарата Дэвиса.
Именно Ив Ле Приер и американец Гай Гилпатрик считаются основателями подводного спорта.
Ганс Хасс

Венский ученый  и исследователь подводного мира   Ганс Хасс  достиг моного. Хасс начал экспериментировать с автономным снаряжением в 1937 г. Он приспособил для этой цели кислородный аппарат с замкнутой системой циркуляции воздуха, напоминающий спасательный аппарат Роберта Дэвиса, достоинством которого были небольшие размеры и вес. Кроме того, и это очень важно для подводной фотографии, из такого аппарата не выходят пузырьки воздуха, отпугивающие рыб от камеры.

Для компании Franke & Heideke в 1949 году он разработал водозащитный бокс  для популярных TLR фотокамер Rolleiflex. Бокс Rolleimarin, превратил двухобъективные «Роллейфлексы» в самые популярные камеры для подводной съемки. Профессионалы до сих пор пользуются таким набором как наиболее компактным и удобным вариантом применения среднеформатных камер под водой. (аналогичный набор для Hasselblad существенно крупнее). Его яркие подводные фильмы и увлекательные книги, богато иллюстрированные фотографиями, способствовали активной популяризации знаний о подводном мире.
Более подробная информация на специализированных сайтах и мы её не касаемся.


Шли годы, развивалась фототехника и связанные с нею новые технологии. В историю подводной фотографии навсегда вписано имя Ганса Хасса, других мастеров, покоривших мир своими работами накануне II Мировой, но все они также помещали стандартные камеры в боксы.

1946 Начато промышленное производство аквалангов.
Жак-Ив Кусто

Кусто, будучи военным летчиком и акванавтом в одном лице, подарил людям новую степень свободы, которой у человечества никогда до него не было. Жак-Ив Кусто- самый известный исследователь подводных глубин. В1942–1943 гг. — Jacques-Yves Cousteau (французский морской лейтенант) и Emile Gagnan (инженер парижской газовой компании Air Liquide) усовершенствовали прибор Ле-Приера и разрабатывают свой автономный скафандр.

После модификации, они патентуют Aqua Lung (официальная дата рождения акваланга). С его помощью можно было свободно передвигаться под водой и спускаться под воду до глубины 90 м.
1946 г. — акваланг Кусто становится коммерческим продуктом.

Автономное снаряжение сделало ненужным укреплять на грунте тяжелую кинокамеру с треножником, но оно вместе с тем исключало возможность применения самых эффективных способов искусственного подводного освещения, что было очень важно для получения качественных цветных снимков.

Восхищенный красками глубин, Ж. И. Кусто решил отнестись к цветному подводной съемке более серьезно.
Для этого было построено специальное оборудование, в том числе герметически закрывающийся рефлектор с восемью самыми мощными лампами-вспышками. Включенные одновременно, они излучали свет, по яркости почти не уступающий вспышке фунтового магниевого заряда Лонгли-Мартина. На глубине 150 футов такая вспышка позволяла снимать в радиусе 15 футов. Чтобы держать рефлектор, Кусто- оператор нуждался в двух помощниках. Разумеется, сверху были протянуты кабели. Они сделали несколько отличных цветных снимков животного и растительного мира на дне моря. Но эта работа была очень трудоемкой. Всякий раз, готовясь к съемке, им приходилось сооружать под водой целую студию. Кроме того, они должны были отказываться от своей свободы и, подобно водолазам в скафандрах, снова привязывать себя с помощью троса к поверхности. Но ненадолго.

Кусто использовал в своей работе как фотокамеры и осветительные приборы и собственной разработки и лучших специалистов своего времени.

Снимать под водой без вспышки — трудно реализуемая задача. Одноразовые лампы- вспышки использовать  было неудобно. Важным шагом в дальнейшем развитии подводной фотографии явилось применение электронно-импульсной газоразрядной лампы-вспышки Харольд Эдгертона (Harold Edgerton-1940).
Дмитрий Ребикофф.
К концу 40-х годов фотоаппараты для подводной съемки уже были малогабаритными, но одноразовые лампы-вспышки требовали постоянной смены. В 1951 году импульсную вспышку адаптировал для целей подводной съемки французский инженер Дмитрий Ребикофф — владелец фирмы Rebikoff (Канны), производившей аппараты для передвижения под водой, кино- и видеосъемки.


Ребиков объединил фотокамеру, осветители и батареи в один агрегат и придал ему форму торпеды. Агрегат был водонепроницаем и обладал нулевой плавучестью. Никаких электрокабелей с поверхности уже не требовалось. В дополнение ко всему агрегат был снабжен электромотором и винтом, так что не только не являлся обузой для фотографа, но даже служил ему буксиром.

Теперь уже ничто не мешало подводному фотографу спускаться на любую глубину, за исключением границы безопасности, существующей для свободных водолазов вообще. Глубина, доступная водолазу, доступна и фотокамере, и даже в гораздо большей степени, поскольку последней не угрожает ни азотный наркоз, ни кессонная болезнь.

     В 1952 началось многолетнее сотрудничество Гарольда Эджертона с Жаком Кусто, вскоре стали настоящими друзьями. “Мой дорогой папа-Флэш…” - писал Кусто в письмах об их совместных предприятиях. Неутомимый исследователь Эджертон сделал множество крупных и малых полезных изобретений.
Эджертон был одним из первых, кто сфотографировал дно океана на большой глубине. В 1959 году в составе экспедиции Ж.-И. Кусто ученый сделал снимок на глубине 8500 метров.

Первый подводный фотоаппарат создает  соратник Кусто, аквалангист и археолог из Бельгии Жан де Вутер (Jean De Wouter). В команде Кусто Вотер  исполнял обязанности техника, помогая усовершенствовать акваланг Кусто-Ганьяна и скутер для подводных путешествий. Его камера "Каллипсо-Фот"(1956г) становится прототипом целого семейства малоформатных подводных фотоаппаратов "Никонос".


Лишенный в свое время возможности летать, Кусто изобрел аппараты, напоминающие одноместные подводные самолеты, на которых можно было погружаться до 500 метров, осуществляя уникальные съемки подводных ландшафтов и обитателей морских глубин.

В середине XX века фильмы Жак-Ива Кусто произвели настоящий фурор. Когда в 1955 году на кинофестивале в Каннах впервые был продемонстрирован фильм «Миры тишины», снятый командой Кусто в Красном море, Индийском океане и в районе Сейшельских островов, публика аплодировала стоя более получаса, а газеты, радио и телевидение тут же назвали фильм произведением века! Разумеется, «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах и «Оскар» в течение двух лет подряд - исключительная награда для любого кинематографиста!
Более подробная информация на специализированных сайтах и мы её не касаемся.
Рождение CalypsoPhot..

Шли годы, развивалась фототехника и связанные с нею новые технологии.
Первый подводный фотоаппарат создает любитель, аквалангист и археолог из Бельгии Жан де Вутер (Jean De Wouter). Его камера "Каллипсо-Фот" (1956 г.) становится прототипом целого семейства малоформатных подводных фотоаппаратов "Никонос".
Гениальный бельгийский изобретатель подводной камеры Калипсо работал в области авиационного вооружения. В команде Кусто Вотерс исполнял обязанности техника, помогая усовершенствовать акваланг Кусто-Ганьяна и скутер для подводных путешествий. Во время первой экспедиции Кусто вокруг Корсики и в Красном море в 1949 году бельгиец впервые опробовал свою подводную стереофотоаппаратуру (т.н. двойной глаз). Результаты превзошли все ожидания.
И однажды Вотерс завел с Кусто разговор о компактной 35-мм подводной фотокамере: «Она должна быть простой и прочной, с удобным короткофокусным объективом, и органами управления, противостоять давлению воды и, разумеется, все это должно иметь доступную цену».Так родился замысел первой амфибийной (двухсредной) камеры “Калипсофот”.
     Но воплощать в жизнь эту идею Вотерс начал позднее, когда совместно с Кусто участвовал в работе французской фирмы по производству подводного снаряжения “Ла спиротехника”. В 1960 году, после четырех лет работы, “Калипсофот” увидела свет.
   Сам будучи водолазом, Вотерс сумел создать такой конструктив камеры, который позволял ныряльщику максимально просто пользоваться ею в толстых перчатках.
В последующие три года изделие весьма успешно продавалось на рынке.

Серийное производство подводных фотокамер началось с  CalypsoPhot   1961 года. А в 1963-м заложенные в камере технические решения наследует Nikonos I — первый представитель подводной линейки Nikon.

Камера имела просто-таки потрясающую компактную конструкцию, пожалуй, лучшую из всех тех, что использовал Кусто. Прочный алюминиевый корпус мог противостоять давлению воды на глубине свыше 30 метров. Причем крепление оптического блока было таким, что при деформации корпуса под давлением положение самого оптического блока относительно фокальной плоскости (плоскости пленки) было стабильным и неизменным.

Nikonos
   Высокотехнологичные идеи – своеобразная зона жизненных интересов японцев. Поэтому моментально Nippon Kogaky из Токио (более известная как Nikon) купила права на производство и распространение. Модель нарекли Nikonos. Фотоаппарат вошел в мир ныряльщиков в 1963 году. Nikon сначала производила камеру с очень незначительными отличиями от “Calipsophot”. Разве что цвет трансформировался из серого в черный да убрали скоростную выдержку 1/1000 сек. Nikonos в разных модификациях   производился Nikon-ом  с 1963 по 1996 годы..
     В   1960-х компания Rebikoff   начинает производить разнообразные аксессуары для подводных фотокамер Nikonos — фильтры, широкоугольные конвертеры и т.д.


Для Nikonos производилась собственная линейка водозащищенной оптики: 28, 35, 50 и 80 мм.   В 1980-м камеры Nikonos обзавелись системой замера экспозиции TTL. Самая совершенная камера   Nikonos RS   1992 г. могла снимать на глубине до 100 метров. В 1996 году производство камер Nikonos было приостановлено. Они и сегодня весьма популярны у профессиональных дайверов, хотя сильно сдали свои позиции под натиском более доступных комплектов на основе подводных боксов (для обычных зеркальных и компактных камер)




Самая первая вспышка  для подводной камеры " Калипсо " / "Nikonos" - Model P
была введена в сентябре 1963 года. Эта вспышка на одноразовых флэш-лампах  FP и AG могла быть подключена к моделям Nikonos I и II..

Первая электронная вспышка SB-101 представлена в июле 1980 года. Она может быть использована на всех камерах Nikonos от модели III. Она имеет отдельный датчик, который должен быть помещен в " горячий башмак " камеры.
Все вспышки Nikonos сняты с производства.
  Кстати говоря, подводные вспышки, совместимые с Niconos  различных моделей, выпускает не только Nikon, но и многие другие фирмы, например, Ikelite, Sea&Sea.
Более подробная информация на специализированных сайтах и мы её не касаемся.

Александр Массарский
Советские конструкторы  внесли свою ощутимую лепту. Александр Самойлович Массарский известен прежде всего как подводный оператор, изобретатель первых российских боксов для подводной съемки (с 1956г). Было известно, что каждая зарубежная фирма производила боксы только для своих моделей аппаратов. Бокс Массарского был универсальным. С помощью различных мелких приспособлений в боксе  УКП работали 14 моделей фотоаппаратов: - «ФЭД», «Зоркий», «Киев», «Зенит», «Старт» и другие. Таким образом появился универсальный бокс — УКП (универсальная камера подводная).

     Главной отличительной особенностью этого бокса явилось применение двух затяжных замков, притягивавших крышку через герметизирующую прокладку к корпусу. Это оказалось настолько удобным, что многие зарубежные фирмы, выпускавшие боксы, переняли такой способ герметизации. Наш бокс  был раз в 10 дешевле заграничных. Это в большой степени способствовало тому, что в СССР появилось новое увлечение — подводная фотография. А потом уже и подводная киносъемка.

Подводный бокс "УКП" для камер "Зоркий", "ФЭД", "Ленинград", 1961ЛОМО

Окраска камеры также имеет определенный смысл. Корпус окрашивался в желтый цвет, хорошо различимый даже в мутной воде, а красный цвет крышки помогает по его «исчезновению» с глубиной судить о целесообразности съемки на цветную пленку без дополнительного света. Бокс рассчитан для съемок на глубине до 40 м. Позднее и другие производители стали окрашивать свои боксы так же.

Позже для своего популярного в стране и за границей аппарата «ЛОМО Компакт» объединение выпустило дешевый бокс «Краб». Он понравился начинающим любителям. В наши дни по лицензии ЛОМО этот бокс для цифромыльниц выпускает Lomography.

Для подводной фотосъемки необходимо использовать
специальное оборудование, так как механика и электроника обычной фотокамеры не предназначены для работы в воде.
    Однозначного решения по поводу аппаратуры для подводной съемки и быть не может. Прежде всего нужно определиться в своих целях и финансовых возможностях, а так же технических характеристиках требуемой вам аппаратуры.
На данном этапе развития фототехники применяются:

Одноразовый подводный фотоаппарат- самое дешевое решение   когда нет целесообразности в покупке более дорогой фототехники. Глубина погружения до 3м.

“Вездеходы”- фотоаппараты с повышенной защитой,  Но стоимость "вездехода" значительно выше стоимости обычного (незащищенного) фотоаппарата.

Амфибийные камеры, специально созданные для подводных съемок:

Герметичный чехол (Aquapac.) Особый толстый пластиковый мешок с водонепропускающей застежкой и иллюминатором для объектива. Он относительно дешев, но возможен порез или прокол , и управление камерой требует некоторой сноровки.

Универсальный подводный бокс   позволяет погружаться с камерой на большую глубину ( до 30-40 метров )  и использовать различные компактные фотокамеры. Но управлять можно только кнопкой затвора.

Аквабоксы выпускающиеся под определенную модель фотоаппарата. Основным преимуществам такого решения является полная управляемость фотокамеры под водой. Глубина погружения до 40 метров.


Более подробная информация на специализированных сайтах и мы её не касаемся.




 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments